Sufjan Stevens
Carrie & Lowell
[Asthmatic Kitty, 2015]
Суфьян Стивенс, уникальный музыкант, мультиинструменталист, после долгого затишья наконец выпустил новый альбом "Carrie & Lowell". Сразу и без колебаний скажем, это претендент на один из лучших альбомов года.
Суфьян - из тех, кто умеет удивлять. За свою 15-летнюю музыкальную карьеру он выпускал работы в разных стилях, от дикой экспериментальной электроники, как например, альбом "Enjoy Your Rabbit", до легкого акустического фолка (альбом "Seven Swans"). Суфьян не раз принимался за амбициозные и неординарные начинания: вместе с отчимом основал лейбл "Asthmatic Kitty", выпустил два сборника рождественских песен, осуществил мультимедийный проект "The BQE", представляющий автостраду Бруклин-Квинс в Нью-Йорке, выпустил два альбома, посвященные американским штатам Мичиган и Иллинойс. Короче говоря, личность чрезвычайно занимательная.
И вот теперь Суфьян совершенно неожиданно выпустил новый, глубоко личный альбом. Почему неожиданно? Он сам очень ярко охарактеризовал эту работу: "Это не мой арт-проект, это моя жизнь". Вот так. Этой короткой фразой он объяснил все. "Carrie & Lowell" - это не посвящение очередному штату, автостраде, китайским знакам зодиака и бог знает чему еще. Это посвящение матери Кэрри, и отчиму Лоуэллу, тому самому, что лейбл вместе со Стивенсом создал. Суфьян наконец обратился к своей собственной жизни, к своей семье, самому личному, что только может быть в жизни каждого человека. В этом смысле новый альбом явился глотком свежего воздуха.
Музыкально и стилистически релиз похож на "Seven Swans" - 11 акустических фолк-баллад без ритм-секции. Разливающиеся синтезаторные проигрыши выступают как некая интермедия, навевают ностальгию и вызывают яркие образы природных пейзажей, которыми славится Орегон - бесконечных речных долин и горных хребтов.
На первый взгляд, новый альбом главного фольклориста США XXI века - легкая и приятная музыка. На самом деле, это, конечно, совсем не так. Все гораздо серьезнее и глубже. Для каждого, кто решит познакомиться с лирикой, станет понятно, что беззаботного и радостного прослушивания им не предстоит.
Вспомним "Маленькую ночную серенаду" Моцарта, самую грустную композицию в мажорном ключе. Она написана на смерть отца. Вот с Суфьяном та же история. Его мама умерла в конце 2012 года. Отношения с ней были тяжелыми. Она много пила, курила, страдала от депрессии, шизофрении, и, в конце концов, от рака.
В семье Стивенсов все было непросто. Мама покинула сына, мужа, ушла к другому. Когда мальчику было 5-8 лет, он навещал ее и отчима в Орегоне. Это был период наиболее тесного общения с матерью. Вот из этих воспоминаний и состоит альбом. Лирика песен полностью погружает нас в эти воспоминания.
Вместе с Суфьяном и Кэрри мы гуляем в "волшебной стране" под деревьями, заново переживаем сцены из их жизни: о том, как он запустил йогуртом из ложки в мамину рубашку, и как швырнул пепельницу на пол, просто чтобы привлечь внимание матери. Ему всегда этого самого внимания и не хватало. Об этом он поет в песне "Eugene". Юджин - это город в Орегоне, где жили Кэрри с Лоуэллом.
К матери Суфьян испытывал смешанные чувства - и любовь, и горечь. Она была больна, и мальчику явно недоставало заботы и внимания. Об этом он поет в "Death With Dignity" в таких строках: "I've lost my strength completely, oh be near me", "I long to be near you". Похоже, что он пережил немало моментов, когда все, в чем он нуждался, было присутствие мамы. Этот мотив повторяется часто. В "Should Have Known Better" Суфьян рассказывает нам о том, как в возрасте 3-4 лет его забыли в видео-магазине. В "Eugene" он поет "I just want to be near you". В песне "Death with Dignity" он многократно повторяет "And I don't know where to begin", подчеркивая то, насколько сложно ему собраться с мыслями, осознать произошедшее, смириться с фактом смерти близкого человека, и как поведать об этом людям. А это действительно очень непросто сделать.
Многие песни пронизаны темой разлуки, ностальгии, и в особенности, смерти. В "Fourth of July" он поет о сложном решении матери покинуть сына. Она его спрашивает - "Почему ты плачешь?" Она хочет быть с ним, но не может оставаться с ним, так как тяжело больна. "We're all gonna die" - такими словами завершается песня. В первом сингле альбома "No Shade in the Shadow of the Cross" Суфьян обращается за помощью к Христу, и... не находит ее. Он в отчаянии, сомневается в своей вере и чувствует, что его жизнь рушится на части. Но он глубоко предан христианству, часто обращается к Богу и в завершающей композиции "Blue Bucket of Gold" сквозит некая надежда на то, что он найдет выход своей печали. В то же время, лирика пропитана глубокой любовью к матери, пониманию ее состояния, и самым лучшим качеством человечества - умением прощать. Ведь именно прощение показывает, насколько духовно силен человек.
Итак, перед нами очень личный, интимный альбом. Суфьян Стивенс на нем полностью раскрывается и как поэт, и как музыкант. Чудесные песни и мягкие инструментальные аранжировки представляют собой одни из лучших его творений и навсегда войдут в сокровищницу американской фолк-музыки. Это уже классика XXI века. Некоторые смелые критики даже ставят Стивенса в один ряд с такими гигантами как Боб Дилан и Simon & Garfunkel, и надо сказать, в этом есть рациональное зерно.
10/10